Для продвижения и внедрения новых стандартов инклюзивного образования в Российской Федерации понадобится в следующем году более 55 млрд рублей.
На сегодняшний день этим занимаются всего лишь 6% учебных заведений, а с дополнительным финансированием эту цифру планируют поднять почти в четыре раза.
Дмитрий Ливанов (глава Министерства образования РФ) говорит, что общие затраты в сфере образования составляют около трёх триллионов рублей. Поэтому предполагаемая сумма дополнительных средств на развитие не кажется уж и такой большой, но все же её необходимо учитывать в бюджет каждого региона.
Теоретически каждая школа может принимать детей с ограниченными возможностями, а вот на деле – совсем другая картина. И причина не только в отсутствии пандусов и лифтов, хотя и это должно быть в школе. Главная проблема в том, что слишком мало учителей, которые с психологической и методической стороны могут подойти к решению этого вопроса. Они просто морально не готовы к тому, что в классе будет присутствовать ученик с синдромом Дауна.
Но есть и другая проблема, также не менее сложная. Какой документ выдавать ребёнку после окончания школы? Аттестат об окончании общеобразовательной школы? Да ведь все прекрасно знают, что ребёнок с ДЦП никогда не напишет ЕГЭ по русскому языку или математике. Какую-то справку об окончании коррекционной школы? Не пройдёт – учился-то в обыкновенной.
Педагоги, работающие в инклюзивных школах, предлагают чётко рассмотреть все механизмы финансирования, а уж от этого отталкиваться для решения проблемы учёта рейтинга учебного заведения, которое использует программу инклюзива. Также ни в коем случае нельзя сокращать ни финансирование, ни количество коррекционных школ, идущих по спецпрограммам.
И главный аргумент – родители сами должны выбирать: или школа с инклюзивным стандартом образования, или коррекционная школа.