Жизнь в ярком латиноамериканском сообществе похожа на острый пикантный соус (исп. Salsa), неудивительно, что свой самый любимый музыкальный жанр оно так и назвало.
Многие думают, что сальса – это название конкретного танца, и, совершенно неправы. Сами «латинос» так называют абсолютно все вариации и стили, которые родились на Кубе. В музыкальных же кругах так принято именовать зародившееся в 60-70 гг. прошлого столетия направление пуэрториканских и кубинских эмигрантов Америки. Особенно популярным можно назвать ответвление сальса-романтика сформировавшееся в восьмидесятых. Ближайшими родственниками стиля считаются кубинские сон и мамба (начало 20 века), а также латиноамериканская разновидность джаза. Сейчас принято выделять в сальсе следующие стили: «Кумбия» (колумбийский) с характерным притопом, «Майами» и родственный ему кубинский, изюминкой которых можно назвать исключительную выразительность маневров рук, «Руэда Касино» — коллективно-парная разновидность, свободный «Нью-Йорк» и жизнерадостный «Л.А.» или «Шайнс». Впервые назвал сальсу «сальсой» великий король мамбо Тито Пуэнте, кумир многих поколений, практически символ этого народа и без нее невозможно представить проведенный в латиноамериканском клубе томный тропический вечер.
Настоящий соус или коктейль из жгучего кубинского солнца, соленого пуэрториканского воздуха, колумбийских дебрей джунглей, свободолюбивых черных и улыбчивых латинос, и все это – сальса! На нее на протяжении десятилетий оказывали влияние многие направления, она взяла что-то от джаза, что-то от рока, попа и даже R’n’B. Но, тем не менее, не смогла потерять свое уникальное лицо и остается визитной карточкой латиноамериканских стран для всех иностранцев, трепетно именующих ее «музыкой тропиков». Современное творчество в стиле сальса в основном ориентировано на одноименный танец, исполняемый под эту музыку в паре с партнером. Быстрый темп, двухтактная фразировка, размер 4х4 и сложный ритмический рисунок с перемежающимися «сон клаве» и «туамбо» — вот сухая академическая характеристика жанра. Хотя на самом деле эти танцы более глубоки. Приобщится к его динамике, заставить сердце биться в такт сальсе можно лишь глубоко понимая и уважая эмоциональность латиноамериканской культуры. А сделать это не так и просто, ведь любой кубинец или колумбиец на вопрос, что же главное в танце, ответит – импровизация!