Крымская или, как ее называют в Западной Европе, Восточная война 1853-1856 годов, как и любая другая война – тяжелая и кровопролитная – тем не менее, оставила за собой отнюдь не только деструктивный след в виде братских могил убитых и умерших в ее ходе солдат и офицеров, а также требующих восстановления разрушенных и неухоженных территорий. Как ни странно, положительные и конструктивные ее последствия также не заставили себя ждать, для примера, такие как резкое увеличение темпов строительства железнодорожных путей и необходимой инфраструктуры – по сути настойщий железнодорожный бум.
Но самым поразительным и невероятным следом, оставленным Крымской войной в истории, стало ее воздействие на историю одежды. Сразу два высших британских военачальника отличились в ходе этой войны не только и не столько удачным (или не очень) управлением войск, сколько изобретениями, сделанными ими применительно к новым формам и фасонам одежды.
Прежде всего это, конечно же, сверхпопулярные среди современных модельеров женской одежды стильные и модные кардиганы, названные по фамилии своего создателя – сэра Джеймса Томаса Браднелла Кардигана, британского графа и командира английской кавалерийской Легкой бригады. Военные действия, в которых вместе со свое бригадой участвовал граф Кардиган, сильно затянулись против шапкозакидательских ожиданий британских военных (Севастополь они изначально планировали взять примерно через неделю после высадки первого десанта, т.е. в конце сентября 1854 года по новому стилю), поэтому к ноябрю того же года англичане, не рассчитывавшие изначально воевать до зимы, чувствовали себя в летних мундирах, мягко говоря, не особо комфортно – примерно как одетые в туники римские легионеры в туманном Альбионе. Ситуацию также усугубила потеря значительной части запасов теплой одежды, направленных в октябре из Англии на специально нанятых для этого транспортных судах, и немедленно по прибытии в Крым попавших в жестокий шторм, стоивший британскому флоту около полусотни разбитых и затонувших кораблей. Конечно, сам сэр Джеймс от нехватки одежды, в отличие от своих солдат, не страдал, но вот удобной и теплой одежды не было не только у них, но и у него. Результатом же стало изобретение графом Кардиганом удачного фасона вязаного из шерсти распашного жакета, очень удобного для ношения под форменным мундиром и потому быстро завоевавшего себе популярность среди неизбалованных теплой одеждой британских и французских войск.
Второй пример – рукав типа «реглан», составляющий единое целое с плечом и потому предложенный для уменьшения промокания полевой военной формы через швы самим начальником всего британского экспедиционного корпуса фельдмаршалом бароном Рагланом. И, как несложно догадаться, также названный в честь своего создателя, кстати, не дожившего до конца войны и умершего от холеры там же, под Севастополем, летом следующего года.
Третий же, не менее любопытный и парадоксальный пример из истории Крымской войны применительно к одежде – придуманный английскими солдатами теплый вязаный подшлемник, известный теперь всему англоязычному миру под названием balaklava. Вот ведь какая ирония судьбы – русский язык обогатился за счет английского словами «кардиган» и «реглан», а английский за счет русского – балаклавой.