Одним из ярких примеров организации фондовой торговли может служить рынок ГКО—ОФЗ, как в период своего устойчивого развития (1993—1997), так и в настоящее время, поскольку он наиболее упорядочен во всех отношениях по сравнению с другими.
Строгая регламентация рынка ГКО выражалась в обязанности всех его участников соблюдать достаточно жесткие процедуры совершения сделок и учета проводимых операций. Привлечение ряда негосударственных организаций в качестве официальных дилеров было новшеством в торговле государственными ценными бумагами в стране. Эти организации прежде всего должны были на профессиональном уровне обеспечить большой оборот торговли, расчеты и учет держателей облигаций.
Однако основная организационная роль на рынке ГКО все же принадлежала Банку России — агенту Правительства, поскольку на него было возложено обслуживание выпусков облигаций, а также выполнение функций дилера и контролирующего органа. К его компетенции относились организация и проведение аукционов по размещению облигаций, погашение их выпусков, а также регулирование торговли на вторичном рынке.
Таким образом, одной из главных отличительных черт организации рынка государственных облигаций стало развитие взаимодействия административных и рыночных структур в целях его совершенствования и укрепления. Организационная структура рынка ГКО представлена на рис. 22.1.
Рис. 22.1. Организационная структура рынка ГКО
В организационной структуре можно выделить три уровня взаимодействия. Сектор организаторов рынка включает Министерство финансов и Центральный банк РФ, которые, представляя административные структуры, устанавливают предмет и порядок взаимодействия, а также состав участников рынка. Сектор функционального обеспечения состоит из организаций, заключающих сделки, осуществляющих расчеты по ним и выполняющих ряд других функций. Сектор участников рынка включает как юридических, так и физических лиц, которые выступают в роли посредников или владельцев облигаций. Функции, выполняемые на каждом уровне взаимодействия, были четко разграничены, что создавало одну из важнейших предпосылок успешного развития рынка.
Сектор организаторов рынка, устанавливая общие правила игры и состав участников, реализовывал свою стратегическую функцию централизованного заимствования государством временно свободных денежных ресурсов у участников рынка и управления денежно-кре- дитной сферой.
Поскольку выпуски ГКО осуществлялись в виде записей по счетам их владельцев (счета депо), весь объем каждого выпуска оформлялся одним общим сертификатом, хранившимся в Центральном банке и погашавшимся одновременно с данным выпуском облигаций.
Для обеспечения учета облигаций и их владельцев использовался механизм двухуровневой депозитарной системы, включавшей центральный депозитарий и сеть субдепозитариев.
Центральный депозитарий открывал счета только зарегистрированным дилерам, причем учет облигаций, принадлежащих самому дилеру и его клиентам, осуществлялся раздельно. Для этой цели использовались два типа счетов — дилерский и клиентский — отдельно по каждому выпуску облигаций. Такой порядок не позволял дилерам злоупотреблять облигациями своих клиентов.
Каждый дилер вел реестр регистрационных кодов и внутренние лицевые счета облигаций (счета депо), приобретаемых по поручению клиентов. Эта обязанность реализовывалась с помощью субдепозитариев. Их ведение также относилось к числу обязательных функций дилеров. Двухуровневая депозитарная система позволяла постоянно контролировать состав владельцев облигаций и защищать интересы инвесторов. Кроме того, каждый дилер в центральном депозитарии открывал специальные торговые счета, на которых ежедневно отражались операции по продаже облигаций.
Осуществление функции денежных расчетов по операциям с облигациями на рынке было закреплено за специально назначенной для этого организацией — расчетной системой. Все зарегистрированные дилеры были обязаны открывать в ней счета, посредством которых осуществлялись платежи по сделкам. Зачисление и списание средств по этим счетам происходило через счет, открываемый расчетной системой в РКЦ.
Расчеты по сделкам с облигациями между дилерами осуществлялись в течение одного дня, а между дилерами и другими организациями — в обычном порядке. В расчетной системе выделялись также специальные торговые субсчета для ежедневного отражения операций по приобретению облигаций дилерами. Указанные функции выполнялись в рамках торговой системы на основании договора с Центральным банком.
Торговая система представляет собой организацию, осуществляющую техническое обеспечение и поддерживающую регламент совершения сделок с облигациями. Облигации могли переходить от одного владельца к другому только в результате операций купли-про- дажи, зарегистрированных этой системой. Торговая система функционировала на основании договора с Центральным банком и двухсторонних договоров с дилерами.
В целом сектор функционального обеспечения не имел права быть посредником, продавцом или покупателем на рынке облигаций. Функции депозитария, торговой и расчетной систем совмещала уполномоченная на это Центральным банком Московская межбанковская валютная биржа.
Участники рынка облигаций могли быть либо инвесторами, либо дилерами. Дилером могло быть любое инвестиционное учреждение (институциональный профессиональный участник рынка), заключившее договор с Центральным банком, в частности банки, брокерские компании и т.д. Договор заключался лишь с организацией, успешно прошедшей процедуру проверки со стороны организаторов и контролирующих органов рынка — Министерства финансов, Центрального банка и налоговых органов.
Для участия в аукционах по размещению облигаций дилеры подавали заявки на их приобретение в размере не менее 1% объявленного номинального объема выпуска. Кроме того, за время действия договора с Центральным банком дилер был обязан приобрести не менее 1% общего количества реализованных на прошедших аукционах облигаций[1].
Дилеры выполняли три основные функции. Во-первых, они должны были осуществлять посредничество при заключении сделок и поэтому должны были быть членами торговой системы. Такое посредничество было единственным путем совершения операций на рынке для инвесторов. Во-вторых, дилеры осуществляли учет владельцев облигаций, для чего каждый из них был обязан стать членом депозитарной системы, открыв при своей организации субдепозитарий. В-третьих, в обязанности дилеров входило обеспечение своевременных и точных расчетов со своими клиентами, поэтому они должны были стать также участниками расчетной системы.
Инвесторами могли быть как физические, так и юридические лица. Для совершения сделок с облигациями инвестору было необходимо заключить договор с одним из дилеров. Желая купить или продать облигации, инвестор поручал эту процедуру своему дилеру. Следовательно, инвестор не имел права самостоятельного ведения операций на рынке ценных бумаг. Это ограничение несколько усложняло процесс реализации сделок, однако позволяло сосредоточивать спрос и предложение в одном месте, регулировать цены рыночными методами и таким образом обеспечивать высокую ликвидность рынка облигаций.
В договоре, заключаемом между дилером и инвестором, определялся порядок исполнения поручений инвестора, устанавливалась система оплаты услуг, отражались другие вопросы. Инвестору в договоре присваивался персональный код, под которым он значился во всех каналах информации рынка облигаций. Инвестор был вправе иметь отношения одновременно с несколькими дилерами. Приобретение облигаций осуществлялось как на аукционе во время размещения очередного нового выпуска, так и на вторичном рынке. Продажа облигаций — только на вторичном рынке.
Первичное размещение ГКО происходило на аукционах, проводимых Центральным банком по поручению Министерства финансов. Сообщение об очередном аукционе объявлялось Центральным банком не позднее чем за семь дней до его проведения. Объявление содержало дату аукциона, объем выпуска, номинальную стоимость облигаций, лимиты их приобретения каждым дилером по неконкурентным заявкам (в процентах объема заявки), максимальную долю облигаций, разрешенную для приобретения нерезидентами (в процентах объема выпуска). Режим проведения аукционов, как и вторичных торгов, устанавливался «Временным регламентом совершения операций с ГКО в торговом зале ММВБ».
Выпуск облигаций происходил последовательно, как правило, через каждые 10—15 дней, одновременно с очередным погашением, что позволяло участникам рынка направлять средства от погашения предыдущего выпуска на приобретение облигаций нового выпуска. Такой порядок давал возможность избегать встречных потоков платежей и резких колебаний объема денег, обращающихся на рынке. При погашении в день аукциона одного из предыдущих выпусков проводилось автоматическое списание всех погашенных облигаций со счетов дилеров из депозитария в торговую систему, где главным дилером — Центральным банком осуществлялся их выкуп.
После этого исходя из размеров средств, полученных в результате погашения, а также зарезервированных дилерами в расчетной системе для аукциона, осуществлялась подача заявок на приобретение облигаций нового выпуска. Посредством заявок дилеры формулировали свои ценовые ожидания, т.е. ожидаемую доходность облигаций по сравнению с другими направлениями инвестирования средств. Эмитент, т.е. Министерство финансов, также решал эту проблему, поскольку совпадение ожиданий обеих сторон позволяло успешно реализовать весь объем очередного выпуска облигаций.
В день проведения аукциона обычно подавались две заявки: одна — свободная на приобретение облигаций для всех клиентов дилера и другая — от имени дилера и за его счет. Заявка могла содержать неограниченное число конкурентных предложений и одно неконкурентное. В конкурентных предложениях указывались число облигаций и цена, по которой покупатели были готовы их приобретать. Цена выражалась в процентах номинала облигации с точностью до сотых долей. В неконкурентном предложении указывалось число облигаций, которое были готовы приобрести инвесторы на аукционе по средневзвешенной цене.
Центральный банк мог устанавливать лимиты числа облигаций, Указанных в неконкурентных заявках. Зарезервированные дилерами
в торговой системе средства должны были быть достаточными для полной оплаты облигаций по обоим видам заявок и уплаты налога на операции с ценными бумагами, а также комиссионного вознаграждения торговой системе.
Каждый дилер, подавая заявки в торговую систему, был обязан соблюдать следующую их приоритетность:
неконкурентные предложения инвесторов;
конкурентные предложения инвесторов в порядке убывания цены;
неконкурентное предложение дилера;
конкурентное предложение дилера в порядке убывания цены.
Если зарезервированных дилером средств оказывалось недоста- !
точно, часть его предложений торговой системой не принималась.
После окончания сбора заявок торговая система составляла общую их ведомость, которая представлялась в Министерство финансов, которое, руководствуясь целями бюджета и денежной политики, а также исходя из объявленного объема эмиссии, определяло минимальную цену продажи облигаций — так называемую цену отсечения, ниже которой заявки не удовлетворялись, и средневзвешенную цену аукциона. Цена отсечения отражала степень совпадения ценовых ожиданий сторон. После этого Центральному банку выдавалось поручение на удовлетворение заявок.
Центральный банк как главный дилер вводил в торговую систему заявку на продажу всего объема выпуска облигаций по цене отсечения, что влекло за собой заключение сделок по предложениям всех дилеров, превышающим эту цену. Через расчетную систему осуществлялись платежи по итогам дня, и аукцион заканчивался. Торговая система в этот же день выдавала каждому дилеру выписки из реестра сделок.
Дальнейшая купля-продажа выпущенных в обращение облигаций происходила на вторичном рынке посредством торговой системы, функции которой выполняла ММВБ. Каждый дилер в торговом зале биржи имел автоматизированное рабочее место, с помощью которого осуществлялась подача заявок на покупку и продажу облигаций, а также другие операции, определенные регламентом вторичного обращения. Такой регламент устанавливал, кроме того, равноправное положение всех дилеров.
Заявки, подаваемые дилерами, воспринимались торговой системой как предложение купить или продать определенное число облигаций по установленной цене и могли быть сняты по команде дилера в любое время. Поступившие заявки сопоставлялись с данными, полученными из депозитария и расчетной системы, о числе облигаций и суммах средств, зарезервированных дилерами для совершения сделок. В случае покупки облигаций размер денежных средств, зарезервированных для этой цели дилером на торговом субсчете, уменьшался на соответствующую покупке сумму. При продаже облигаций их число на торговом субсчете дилера уменьшалось. Если для удовлетворения заявки не хватало зарезервированных денежных средств или облигаций, она к исполнению не принималась.
Заявки удовлетворялись в случае совпадения ценовых условий встречных предложений. При выборе сторон сделки учитывалось время подачи заявки, а ее объем во внимание не принимался, поскольку торговая система в случае необходимости имела право дробить поступившие заявки. Заключение сделки автоматически фиксировалось без дополнительного подтверждения согласия сторонами. В завершение торгового дня подсчитывались взаимные обязательства дилеров по денежным средствам и облигациям, т.е. осуществлялся клиринг. Затем формировались итоговые поручения депозитарию и расчетной системе на зачисления или списания по счетам дилеров.
Погашение облигаций осуществлялось Центральным банком по их номинальной стоимости в установленные дни и время. На основании доверенностей дилеров Центральный банк переводил со счетов депо на торговые субсчета в депозитарии все облигации, подлежащие погашению, и выставлял от имени дилеров в торговой системе заявки на их продажу по номинальной стоимости. Затем от своего имени Центральный банк выставлял заявку на приобретение всего объема погашаемых по номинальной стоимости облигаций. В это время торговая система функционировала в режиме вторичных торгов.
Средства, полученные от погашения облигаций, переводились на торговые субсчета дилеров в расчетной системе и могли быть использованы в этот же или другой день для приобретения на аукционе очередного выпуска облигаций. Неиспользованные средства переводились по реквизитам в соответствии с письменными распоряжениями инвесторов.
Организация рынка государственных краткосрочных облигаций, сложившаяся с учетом мирового опыта, — вполне современная система фондовой торговли в стране. Она успешно функционировала вплоть до начала кризиса российского рынка ценных бумаг и сегодня продолжает выполнять свои функции.
[1] Литвиненко Л.Т., Ншиатов Н.П., УдалищевД.П. Указ. соч.