ЧТЕНИЕ СХЕМ
Общая стратегия чтения схем такая же, как и при чтении обычного текста. Схема читается на формальном уровне поэлементно слева направо и сверху вниз.
Чтение схемы представляет собой непростое занятие. Для прочтения схемы необходимо понять ее содержание на четырех уровнях, и, кроме того, осуществить сопоставление содержания на одном уровне с содержанием на всех остальных (рис. 1).
К тому же схема всегда изображает только самое существенное, только то, на что целенаправленно обращается внимание, но для сохранения полноты представления, стоящего за схемой, нужно иметь в виду и то, что подразумевается, но не изображается непосредственно. Тогда к способности чтения схемы на разных уровнях содержательности необходимо прибавить способности к поиску недостающего знания у себя в сознании и введения его в контекст содержания схемы.
Для пояснения и объяснения всего этого обратимся к примеру Допустим, нам дана какая-нибудь схема (рис. 2).
Начнем ее чтение на разных уровнях содержательности.
Формальное чтение схемы. Это чтение происходит на уровне опознания в схеме стандартных для символов языка схематических изображений (ЯСИ) геометрических элементов и способов соединения их между собой. Оно необходимо для того, чтобы на основании
особенностей геометрического построения схемы более точно понять ее содержание.
Схема состоит из двух разных по размеру частей. Одна часть ограничена с одной стороны скобкой (рис. 2, 1), а с другой — частью замкнутой линии (13), другая часть схемы замкнута и ограничена линией (13). Внутри первой части схемы находится круг, который через стрелку соединяется с другой частью схемы. Внутри круга расположена составная фигура, состоящая из треугольника и кружка (3).
Размеры второй части схемы и количество различных компонентов больше. В свою очередь, эта часть схемы тоже состоит из двух частей, обе они ограничены овалами (5 и 14). Часть, ограниченная овалом (5), примыкает вплотную к охватывающей обе части линии (13). Другая часть, ограниченная овалом (14), нигде не примыкает к охватывающей линии (13). Части, ограниченные овалами (5 и 14), соединены между собой стрелкой (12).
Часть, ограниченная овалом (5), состоит из трех кружков (одного большого — 6 и двух маленьких — 7 и 8). Маленькие кружки соединены с большим кружком линиями (9, 10). Маленькие кружки между собой не соединены. В большом кружке находится заштрихованная составная фигура, состоящая из треугольника и кружка.
Часть, ограниченная овалом (14), состоит из двух одинаковых частей, ограниченных овалами (15 и 22) и соединенных между собой линией (20). Части нигде не примыкают к охватывающей их линии (14). Каждая из частей состоит из двух кружков, большого (18 и 21) и маленького (16 и 25), соединенных между собой линией (17 и 24). Внутри большого кружка находится заштрихованная составная фигура, состоящая из треугольника и кружка (19 и 23).
Как видно на этом примере, формальное прочтение схемы не требует от читающего особых знаний. Достаточно немного потренироваться в опознании элементов, специфичных для ЯСИ.
Формально-содержательное чтение схемы. Происходит на уровне значений, которые закреплены за символами. Его суть состоит в опознании содержательности значения каждого символа и введении этих значений в отношения друг с другом в соответствии со структурой символов, которая выявлена на формальном уровне.
Способность читать схему на содержательно-формальном уровне уже не является простой и требует от читающего специальных знаний по теории деятельности. Подразумевается, что он прошел путь присвоения языка схематизированных изображений.
Заказчик (рис. 2,3), находясь в реализации функции заказной деятельности (2), которая подчинена воспроизводству (1) системы деятельности (вся схема), выражает содержание заказа (4). Управленец (11), находясь в реализации функции управленческой деятельности (6), которая предопределяет (13) структуру исполнительской деятельности (14), на основе высказанного заказчиком содержания заказа (4), доводит до исполнителей содержание их нормы деятельности (12). Для реализации своей функции управленческая деятельность привлекает на постоянной основе (5) вспомогательные деятельности (7, 8), формулируя им соответствующие задания (9, 10). Эти вспомогательные деятельности (7, 8) не зависят друг от друга (отсутствие линии, соединяющей их между собой), подчинены управленческой деятельности (5) и их привлечение осуществляется только в определенных случаях (отсутствие фигуры человечка в кружках 7 и 8).
Исполнители (19,23), находясь каждый в реализации части функции исполнительской деятельности (18,21) и восприняв норму, которую довел до них управленец (12), реализуют свою часть общей нормы исполнительской деятельности (14). После этого реализованные части общей нормы соединяются друг с другом (20). Каждая из исполнительских деятельностей в случае необходимости может привлекать для реализации своей функции (15, 22) сервисные деятельности (16,24). Эти сервисные деятельности обслуживают базовые деятельности (18,22) и передают им свой продукт (17, 24).
Достоинством ЯСИ является то, что можно читать одну и туже схему на разных уровнях абстрактности, что позволяет, с одной стороны, структурировать сознание по уровням абстрактности, а с другой — сделать тот или иной вариант чтения более обоснованным.
Прочитаем то же самое на другом уровне абстрактности.
Некто (3) находится в оформленном и организованном пространстве (2), внешние его проявления разрешены по отношению к другому пространству (13), в остальных направлениях они блокированы (1). Этот Некто (3) из своего пространства (2) воздействует (4) на другое пространство (13).
Это воздействие (4) воспринимает другой Некто (11), который находится в ином, но таком же по типу пространстве (6), как и Некто (3), поскольку через границу воздействие передается, в первую очередь, на элемент, который к ней примыкает. Пространство (6) имеет расширение в форме замкнутого подпространства (5). В этом подпространстве находятся два пространства, такие же по типу, как и базовое пространство (6). Данные пространства находятся в отношениях (9, 10) с базовым пространством, а между собой не соотносятся.
Некто (11), находясь в своем пространстве (6), воздействует на замкнутое подпространство (14) пространства (13). В подпространстве (14) воздействие передается на двух Некто (19, 23), находящихся в оформленных и организованных пространствах (18, 21), по типу таких же, как пространства (2 и 6). Пространства (18,21) равноправны друг относительно друга и находятся в равноправных отношениях. Каждое из них имеет расширение в форме замкнутого подпространства (15, 22), внутри которых находятся по одному оформленному и организованному пространству (16, 25). Эти пространства (16, 25) находятся в определенных отношениях с базовыми пространствами.
Такое прочтение можно назвать чтением на формально-содержательном уровне. Оно осуществляется в слое содержания, который имеет наименьший уровень определенности, философско-онтологический. И это содержание должно сохраняться при переходе к более содержательному чтению. Осуществим такое более содержательное прочтение.
Деятель (см. рис. 2, 3), находясь в рамках своей деятельности для реализации ее функции, осуществляет действие (4) в отношении некоторой структуры деятельности (13). В рамках реакции на это действие (4) другой деятель (11), находясь в рамках своей деятельности (6), располагая набором дополнительных деятельностей (7, 8) и возможностью их привлечения для реакции на внешнее действие (4), осуществляет действие (12) в отношении подструктуры деятель-ностей (14).
В рамках подструктуры деятельностей (14) деятели (19, 23), находясь в рамках своих деятельностей, реагируют на свою часть воздействия (12), взаимодействуя друг с другом (20). Каждая из дея-тельностей (18, 21) имеет возможность привлечь для реакции на свою часть воздействия сервисную деятельность (16, 25).
Такой тип прочтения можно назвать формально-содержательным.
Таким образом, видно, что по мере более содержательного прочтения схемы нарастает определенность ее содержания, при этом вся предыдущая, абстрактная часть прочтения имеется в виду, подразумевается, находится в снятом виде.
Содержательно-формальное прочтение схемы. Подразумевает чтение схемы на уровне типовых случаев или моделей. Такое прочтение зависит от той области, на материале которой осуществляется содержательно-формальное прочтение схемы. Возьмем для примера область предпринимательской деятельности. В этом случае мы получим следующий вариант.
Клиент (см. рис. 2, 3), обнаружив у себя необходимость в каком-либо товаре (2), ищет ту фирму, которая может ему такой товар предоставить, и делает заказ (4). Предприниматель (11) как руководитель фирмы (13) осуществил планирование производства требуемого товара (6). Для помощи в этом привлек экономиста (7) и технолога (8), после чего довел этот план до своих работников (12).
Один из них (19) изготовил отдельные составляющие товара. Для этого он привлек в помощь дополнительного, временно нанятого работника (16), который подготовил сырье для производства отдельных элементов будущего товара. После этого (19) передал материалы другому работнику (23), который произвел сборку отдельных элементов. Иногда в ходе работы ему пришлось привлекать для ремонта инструментов слесаря (16), который был для этого временно нанят на работу.
Очевидно, для возможности осуществления такого прочтения схемы нужно иметь представления, обобщающие конкретный опыт. Чем их больше и чем они разнообразнее, тем легче найти типовой аналог тому, что сказано на формально-содержательном уровне чтения схемы.
Напомним, что для иллюстрации мы взяли только самую простую единицу, молекулу в системах деятельности, поэтому привлекали наиболее простые случаи. Так же, как мы продемонстрировали на формально-содержательном уровне, чтение на содержательно-формальном уровне может быть проведено на разных уровнях абстрактности.
Содержательное чтение схемы. Осуществляется на уровне конкретных примеров из жизни. Поэтому реальный образ, который возникнет у читающего, предопределен его индивидуальным опытом.
Приведем такой случай. У Василия возникла проблема: его одежда пылилась и пачкалась, а это ему не очень нравилось. Тогда он подумал, что нужно ее куда-нибудь убрать, где-нибудь закрыть. Сам он не знал, что нужно сделать, поэтому решил попросить у кого-нибудь помощи. У него был сосед Петр, который работал столяром и имел семейное предприятие по изготовлению мебели. Васлий пришел к соседу и рассказал ему о своей проблеме. Петр ответил Василию, что ему нужен платяной шкаф, и он в своей мастерской может его сделать. На том и порешили.
Петр давно уже не изготавливал шкафов, поэтому не знал, какие модели сегодня в моде. Он послал свою сестру в ближайший мебельный магазин для того, чтобы она выяснила этот вопрос. Сестра принесла эскиз платяного шкафа. Петр по нему начертил чертеж, а его жена подсчитала, сколько его изготовление будет стоить.
После этого Петр дал задание своим работникам Ивану и Федору. Иван должен быть распились доски для шкафа и передать их Федору, а Федор собрать шкаф в целом. Иван начал пилить, но выяснилось, что все доски грязные и их нужно вначале как следует протереть, но если Иван будет все это делать сам, то работа затянется. Тогда пригласили соседнего мальчишку Гришку протирать доски. После того, как Иван распилил все доски, он передал их Федору.
Федор начал склеивать доски вместе, но оказалось, что он не успевает их намазывать клеем, и клей засыхает, его нужно все время помешивать. Для размешивания клея пригласили Семеныча, который работал сторожем.
Так Петр сделал Василию шкаф.