Сущность и компоненты стратегии в области стратегического управления 1Х-ХХ ст. очень четко изложил К. Клаузевиц [135]. Согласно ему, тактика есть учение об использовании вооруженных сил в бою, а стратегия — учение об использовании боев в целях войны. Первая занимается оформлением отдельного боя, вторая — использованием последнего. Вопросы являются тактическими или стратегическими в зависимости от того, касаются они оформления боя или его значения. Тактика и стратегия представляют собой две деятельности, проникающие одна в другую в пространстве и времени, но в то же время различные по существу.
Стратегия представляет план войны и связывает с главной целью действий, что должны привести к ее достижению; намечает проекты кампаний и дает установку отдельным боям. Она обязана выступить на театр войны, дабы на месте распорядиться частностями и внести в целое изменения, в которых постоянно будет необходимость.
Уже в подготовке к войне учет конкретной обстановки вытесняет отвлеченные понятия и осуществляется планирование деятельности в реальном масштабе. Страна с ее поверхностью и населением помимо того, что является источником всех вооруженных сил в собственном смысле этого слова, составляет одну из основных величин, определяющих ход войны. Непосредственной целью в данном случае будет не завоевание страны, не сокрушение вооруженных сил противника, а нанесение ему как врагу убытков, — дать нашим операциям целеустановку преимущественно на увеличение убытков неприятеля, изнурение врага.
В частности, можно было без особого труда наметить приблизительно те силы, какие будут нужны для достижения намеченного крупного успеха, а, следовательно, определить также излишек сил. В стратегии же это надо признать просто невозможным, ибо стратегический успех является отнюдь не столь определенным, как успех тактический. Поэтому то, что в тактике можно рассматривать как излишек сил, в стратегии придется считать средством для повышения успеха, если к тому же представится случай [135].
Теперь перейдем к результатам анализа. Стратегия непосредственно связана с обществом (целостностью), механизмом управления государством. Тактик осуществляет свою деятельность, исходя из внутренней сущности борьбы и понимания конкретной цели. Стратег, представляя интересы заказчика, внешнюю политическую цель переосмысливает «внутренне» и, сохраняя ее содержание, трансформирует в удобную для тактика форму. Внутренне согласуя внешнюю цель с имеющимися силами, ресурсами, стратег разрабатывает план и определяет конкретный вариант подготовки к боям для тактика.
Стратегия представляется плановым методом организации деятельности, позволяющий спланировать разработку и реализацию проектов.
Категория «установка» соответствует качественной характеристике изменений стратегического и тактического подходов к системной деятельности. Планы и проекты являются оформленными результатами мыследеятельности стратега на более высоком уровне абстракций.
Отмечается различие целей боя, сражения, войны в целом и соответственно деятельности. Одни цели конкретно осмыслены (тактические) и достигаются решением задач. Другие для их реализации требуют решения проблем, что характерно для стратегической деятельности. Чем дальше мы отходим от задачности, технологичности на тактическом уровне, тем быстрее столкновение со спецификой макроуправления, с необходимостью использовать стратегические формы управления. Макроуправленец всегда более страте-гичен.
По версии К. Клаузевица, стратегия непосредственно связана с обществом, механизмом государственного управления. Стратегический управленец выполняет «заказ» государства, учитывая внешнюю значимость результата. Тактик выполняет свою часть работы «технологически», исходя из внутренней сущности борьбы, следуя конкретной цели. Реализуемая функция стратега и тактика вписана в систему деятельности, определена целью организации, соответствует ее структуре, имеющимся средствам и ресурсам.
Стратег, получив заказ от политика, переосмысливает политическую цель в военную, наполняет ее определенным содержанием и трансформирует в необходимую для тактика форму. Согласовав внешние цели деятельности подчиненной организации с имеющимися ресурсами, стратег начинает строить планы войны, детализируя их в тактические единицы деятельности.
Важным элементом технологии взаимосвязи стратегии и политики является выделенная К. Клаузевицем категория «установка».
Установка как принципиальная, постоянно действующая в какой-то период направленность системой деятельности организации является элементом механизма реализации политики.
Учитывая суждения К. Клаузевица, стратегия связана с системой общественных отношений, обществом в целом, с механизмом государственного управления. Стратегия разрабатывается в рамках государственного «заказа», в интересах правящей группировки сил. Стратег, выполняя «заказ» политиков, трансформирует содержание цели в удобную для тактика форму. В понятии «установка» следует выделить качественный переход от стратегического взгляда на войну к тактическому.
Следует обратить внимание на то, что, говоря о преимуществах стратегического подхода к управлению в современном бизнесе, отмечается необходимость формирования у управленцев стратегического видения [287]. Это видение стратега позволяет ему осмыслить «заказ» политиков.
Для того чтобы можно было перенести термин «стратегия» и проанализировать феномен стратегического мышления из военной сферы в управленческую практику в мирное время, необходимо исключить специфику военного содержания, сохраняя деятельную и мыслительную формы [14]. Источником стратегического мышления является нормирование (основные функции рефлексии — исследование затруднений, критический анализ результатов исследования и нормирование).
Изменение нормы (плана, программы действий и пр.) происходит как реакция на критику результатов исследования затруднений в решаемой проблеме. Стратегия, норма — это результат депробле-матизации. Рефлексивный процесс может быть не стихийным, когда человек действует в затруднительных ситуациях методом (нормой) проб и ошибок, а организованным. При организации нормирования решается задача разработки и использования критериев, позволяющих сравнивать процесс достижения цели с разработанной стратегией.
Критерии (интеллектуальные и оценочные) получают в результате абстрагирования мыслительных и оценочных содержаний. Абстрагирование норм (планов, программ, методов и пр.) ведет к стратегии.