Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) основными задачами бухгалтерского учета являются: «…формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости».
В рамках решения данной задачи немаловажное значение имеют своевременное и полное выявление должников организации, достоверное и обоснованное отражение дебиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета, контроль ее погашения. Необходимо учитывать, что четкое знание и соблюдение правил списания дебиторской задолженности обезопасят организации от привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства при исчислении налога на прибыль, налога на добавленную стоимость.
На практике нередко возникают ситуации, когда по тем или иным причинам организация не имеет возможности взыскать долги с контрагентов. В этом случае дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы и годы. Как правило, подобные ситуации возникают вследствие неплатежеспособности должника либо недобросовестности организаций, стремящихся таким способом вывести довольно значительные денежные средства из-под налогообложения.
О состоянии расчетов организации с другими хозяйствующими субъектами можно судить на основании данных аналитического учета по счетам учета расчетов. Выявленное по каждому контрагенту дебетовое сальдо составляет дебиторскую задолженность.
Дебиторская задолженность представляет собой задолженность других лиц (организаций, предпринимателей, работников, физических лиц) перед данной организацией, отражение которой в бухгалтерском учете выражено как имущество организации.
Право организации на получение определенной денежной суммы, товара или услуги с должника является имущественным правом, а в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации имущественные права являются одним из видов имущества, следовательно, дебиторская задолженность является частью имущества организации.
Дебиторская задолженность возникает при совершении организацией финансово-хозяйственных операций, которые связаны с движением товарно-материальных ценностей, денежных средств или принятием на себя определенных обязательств. Кроме того, дебиторская задолженность возникает при отражении в учете сумм задолженности по взносам учредителей и участников, а также по суммам, подлежащим получению в рамках финансирования различных мероприятий.
В бухгалтерском учете дебиторская задолженность, как правило, формируется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Кроме того, дебиторская задолженность многолетней давности числится также на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
В ряде случаев возникает вопрос о включении в объем требований кредитора не только сумм основного долга, но и иных денежных обязательств, возникших в рамках существующих гражданско-правовых отношений. Предположим, кредитор на основании договора начислил должнику финансовые санкции. Будут ли финансовые санкции учитываться при определении размера дебиторской задолженности?
При формировании задолженности по денежному обязательству необходимо исходить из того, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации требования кредитора не ограничиваются только суммой основного долга. В составе денежного обязательства учитываются также финансовые санкции, подлежащие уплате по договору, и расходы кредитора по получению исполнения обязательства.
Статья 319 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем — проценты, а в оставшейся части — основную сумму долга».
Выявление не погашенной своевременно дебиторской задолженности осуществляется обычно в ходе инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации. Инвентаризация расчетов с дебиторами непосредственно заключается в проверке правильности и обоснованности числящихся на счетах бухгалтерского учета сумм дебиторской задолженности.
По итогам проведенного анализа выявляют две группы обязательств:
— задолженности, которые будут погашены;
— долги, нереальные для взыскания.
Существует довольно много случаев образования дебиторской задолженности. Например, товар отгружен покупателю (работы выполнены, услуги оказаны), а деньги за него не поступили; поставщику перечислен аванс, а товары в счет этого аванса так и не получены; подотчетное лицо не отчиталось за выданные под отчет средства, бюджетом (внебюджетным фондом) не возвращены (не зачтены) излишне уплаченные суммы налогов.
Согласно п. 1 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией, признается сомнительным долгом.
По истечении срока исковой давности сомнительный долг переходит в категорию долгов, нереальных для взыскания. Нереальными ко взысканию долгами (безнадежными) в соответствии с п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено».
Иными словами, по истечении данного срока потерпевшая сторона лишается возможности требовать в суде защиты нарушенного права и, соответственно, принудительно заставить должника исполнить свое обязательство.
Вместе с тем истечение срока исковой давности не означает, что лицо, чье право нарушено, не может обратиться в суд с требованиями о его защите. Однако истечение срока является основанием к вынесению судом решений об отказе в иске. При этом следует учитывать, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре до вынесения судом решения.
Статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации:
«1. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
2. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске».
Долги, нереальные для взыскания, выявляют по итогам анализа результатов инвентаризации расчетов с дебиторами.
Как мы уже отметили, безнадежными долгами признаются долги, по которым истек срок исковой давности, либо долги, которые невозможно взыскать по причине отсутствия должника, но это должно быть подтверждено актом государственного органа или ликвидационной комиссии. Однако сотрудники налоговых органов посчитали такие меры недостаточными. По мнению налоговых работников, акты судебных приставов о невозможности взыскания долгов не являются основанием для списания сумм на расходы. Об этом говорится в Письме МНС России от 15 сентября 2004 г. N 02-5-10/53 «О порядке списания безнадежных долгов, по которым истек срок исковой давности, в целях налогообложения прибыли».
Организации, пожелавшие вернуть свои деньги, обращались в суд. После чего судебный пристав разыскивал должника. В случае если поиск не давал результатов, пристав возвращал исполнительный лист организации-кредитору и оформлял постановление об окончании исполнительного производства (ст. 27 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Организация считала, что этот документ служит основанием для списания безнадежного долга на расходы. Однако ФНС России отметила, что пристав всего лишь констатирует факт (например, того, что найти должника или его имущество невозможно). То есть, по мнению ФНС России, есть вероятность того, что долг можно вернуть, а следовательно, нельзя говорить о безнадежности долга и, соответственно, списать его сумму на расходы в налоговом учете нельзя. Как утверждают налоговики, ссылаясь на Федеральный закон «Об исполнительном производстве», сделать это организация сможет, когда в ее распоряжении появятся решение арбитражного суда о банкротстве должника и документы, подтверждающие факт его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» сказано, что «возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению». То есть, если организации вернули исполнительный лист, она должна направить его должнику еще раз. Но повторно подавать исполнительный лист можно сколько угодно.
Статья 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнительное производство прекращается судом по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава. То есть получается, что, получив нужное постановление от судебного исполнителя, организация все-таки может списать безнадежный долг?
Но в этой же статье указано, что определение арбитражного суда о прекращении исполнительного производства может быть обжаловано. Исполнительное производство по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может быть возобновлено.
Кроме того, п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации прямо отсылает к гражданскому законодательству, которое, в частности ст. ст. 416 и 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, не связывает невозможность исполнения обязательства с прекращением исполнительного производства. Так, в силу ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. А ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено: если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в части. Но акт государственного органа и акт пристава не являются равнозначными документами.
Поэтому организациям, решившим списать безнадежный долг на основании актов судебных исполнителей, нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.